Ретроградный Марс и Луна с Лилит в Формуле души — две аварии Фриды Кало

frida_kalo
Фрида Кало — самая известная мексиканская художница и график, жена Диего Риверы, мастер сюрреализма.
Жизненный девиз Фриды можно выразить одной её фразой:
«В самом деле, зачем мне ноги, если у меня есть крылья, чтобы летать?».

Удивительно некрасивая, удивительно талантливая, Фрида не имела художественного образования, работая интуитивно, копируя реальность, которую видела она одна.

В арсенале Кало 142 картины, 55 из которых – автопортреты, ещё двадцать – замаскированные автопортреты.  Сейчас ее картины стоят миллионы долларов. Однако судьба ее была не так проста.

Тяжелая болезнь и чудовищная  авария.

frida_kalo_detstvo

На долю мексиканской художницы Фриды Кало выпало столько испытаний, что ей не позавидуешь. История ее жизни – это история непрекращающейся борьбы, любви и ненависти, дружбы и предательства, творческих взлетов и падений.

Маленькая и хрупкая, она обладала невероятной внутренней силой, сумевшей победить все невзгоды.

Она родилась 6 июля 1907 года в Мексике, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. Мать — испанка, рождённая в Америке. В шесть лет она перенесла полиомиелит и с тех пор правая нога стала короче и тоньше левой.

В возрасте восемнадцати лет, 17 сентября 1925 года Кало попала в автокатастрофу: сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах.

Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время, Фрида попросила у отца кисть и краски.

Фрида Кало в больнице

Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя.

formula_dushi_frida_kalo_avtoportret

Она начала с автопортретов.

«Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому, что являюсь той темой, которую знаю лучше всего.»

Два года, после столкновения трамвая и автобуса, в котором она находилась, Фрида Кало провела в постели без малейшей надежды на то, чтобы когда-нибудь вновь встать на ноги – серьёзная травма позвоночника не оставляла девушке никаких шансов.Фрида Кало

formula_dushi_frida_kalo_bolnica

Врачи в ужасе разводили руками, но она выжила.

В 22 года она поступила в самый престижный университет Мексики, в котором встретила будущего мужа, художника Диего Риверу. Так началась новая, полная любви, страсти и боли страница в биографии Фриды.

Странная пара: голубка и слон.

21 августа 1929 года 22-летняя Фрида и 43-летний Диего поженились. Они представляли странную пару — «голубку и слона». За спиной у жениха — бурное прошлое, у невесты — разбитые грезы и боль. Три женщины и три дочери не смогли удержать Риверу, любая натурщица которого становилась его любовницей.

frida_kalo_vustavkaФрида прощала ему все: на расспросы любопытствующих подруг, знает ли она об одной, и другой, и третьей связях мужа, женщина молча кивала головой, но ничего не предпринимала, так что у окружающих создавалось впечатление, что она боится обидеть его.

Огромный, толстый, с выпученными, как у жабы, глазами, он ворвался в жизнь Фриды, «как красочный вихрь, полный неожиданностей». Тот, кто называл их союз загадочным или считал очередным розыгрышем двух неординарных людей, глубоко ошибался.

«И говоря о нашем союзе с Диего, быть может, чудовищном, но все же священном, скажу: это была любовь»…

formula_dushi_frida_kalo_risunokИ хотя Ривера никогда не был верным мужем, и Фрида многое прощала, молча страдая, ведь Диего всегда возвращался к ней, сам же он был болезненно ревнив. Однажды, застав жену в мастерской наедине с американским скульптором Исамой Ногучи, Ривера чуть не застрелил бедолагу.

Всей душой и телом Фрида привязалась к своему необузданному мужчине. Несмотря на мучительные боли, она сопровождала знаменитого мужа в Нью-Йорк и Детройт, где он выполнял заказные росписи. И сама работала столько, сколько позволяло здоровье.

Мечты о ребенке.

А еще Фрида мечтала о ребенке, но многочисленные травмы лишили ее счастья материнства. Два выкидыша — море боли и отчаяния, которое выплеснулось в картинах.

Кало изображала «свою реальность» без всяких моральных и эстетических прикрас, и ни на одном из автопортретов Фрида не улыбается. Только по ним можно определить, чего ей стоило жить.

frida_kalo_portret1934 год послал новое тяжкое испытание для Кало: третья беременность снова закончилась выкидышем, ей удалили аппендикс, ампутировали пальцы правой ноги.

Диего стал жаловаться, что лечение «садит его на мель». В довершение ко всему, после бурного романа со скульптором Луизой Невелсон, он совратил младшую сестру Кало, Кристину.

Жизнь превратилась в ад и Фрида вначале ушла на другую квартиру, а затем переехала в Нью-Йорк. Она готовила себя к неизбежному разрыву, но долго жить вдали от Диего не смогла. Он был ее самой большой радостью и самым большим испытанием. Да и средств к существованию у нее не хватало, так как свои работы она еще не продавала. Все было так мучительно больно.

Роман с Троцким.

В 1937 году мексиканское правительство, по ходатайству Риверы, предоставило политическое убежище Льву Троцкому. Диего находился в больнице и Льва Давидовича с женой Натальей встречала Фрида. Она поместила их в своем «голубом доме», выстроенном ее отцом для большой семьи, а теперь пустующем.

formula_dushi_frida_kalo_s_druzyamiКало почти мгновенно пленила старого революционера. Он влюбился, как гимназист. Легкий флирт был окутан тайной. Пылкие записки передавались в книгах, Троцкий и Кало общались на английском, которого не знали ни Диего, ни Наталья. Любовь с оглядкой — это волновало Фриду, привыкшую открыто выражать свои чувства ( Венера-Меркурий). Затем было тайное свидание наедине в загородном поместье. Тревогу забила прозревшая супруга Троцкого и он с трудом вымолил прощение у женщины, разделившей с ним все тяготы изгнания. Лев Давидович попросил Фриду вернуть его письма. Но одно так и осталось заложенным в книгу:

«Ты возвратила мне молодость и отняла рассудок. С тобой я, 60-летний старик, чувствую себя 17-летним мальчишкой. Я хочу слиться с твоими мыслями и чувствами. О, моя любовь, мой грех и моя жертва! Осыпаю поцелуями каждую клеточку твоего тела…»

Остальные письма Кало отдала без сожаления. Этот необыкновенно умный человек, даже будучи сильной и притягательной личностью, не мог заменить Диего.

formula_dushi_frida_kalo_s_muzshemРивера, как и положено самоуверенным мужьям, узнал об измене в последнюю очередь.

Для Фриды это был уже пройденный этап. Ей надоели ревность и измены Диего. Она целиком отдалась творчеству и напряженно работала, готовясь к своей первой выставке в Нью-Йорке, которая состоялась в ноябре 1938 года.

 «Несмотря на мое недомогание, настроение было прекрасным, меня охватило редкое ощущение свободы от того, что я вдруг оказалась далеко от Диего. Мне захотелось сбросить с себя его эмоциональное давление, испробовать свои чары и самоутвердиться. Я, наверное, казалась всем распущенной. Ничуть не смущаясь, переходила от одного мужчины к другому. В тот вечер, когда открылась выставка, я была крайне возбуждена. Разоделась в пух и прах и это произвело фурор. В галерее было полно народу. Люди проталкивались к моим картинам, которые, видимо, потрясли их. Это был полный успех…»

Ах, какое фантастическое настроение было у Фриды от такого разностороннего признания и шумного успеха; она почти забыла Диего и на крыльях любви летела в Нью-Йорк. Но здесь ее ждало горькое разочарование: блистательный американский фотограф Николас Мюрей, роман с которым «вылился в истинную любовь», собрался жениться на другой женщине. Особенно мучительно было думать, что всему виной ее разбитое тело, которое то привлекало мужчин, то отталкивало. И если бы не творчество, кто знает, выдержала бы она очередной удар.

Творчество Фриды Кало.

frida_kalo_tvorchestvo

Идея картин Кало зашифрована в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с изображением Фриды. Или рядом с двумя Фридами. Ей часто приходилось будто разделяться.
Она до аварии и после.
Она страдающая — она спокойнаяfrida_kalo_tvorenie.
  Символика большой картины «Две Фриды» ясна без пояснений: две женщины теснятся в одном теле, в чем-то дополняя, а в чем-то мешая друг другу.
И все-таки основной темой творчества Кало стала воплощенная боль. Это она вонзалась шипами в шею на «Портрете с терновым венцом»,
плескалась в тусклой ванне на полотне «Что дала мне вода», выступала кровавыми пятнами на картине «Всего-то несколько царапин».
formula_dushi_frida_kalo_kartina На последнюю «вдохновил» ее Диего Ривера, изменивший жене со свояченицей и отмахнувшийся от упреков:
«Подумаешь, это просто царапина».

Без надежды.

frida-kalo_tvorchestvo

На одной из своих картин, где Фрида в очередной раз изобразила себя, художница лежит в кровати, стоящей в гористой пустыне. Над ложем установлена непропорционально большая лестница, поддерживающая огромную воронку, вставленную в рот лежащей женщины. Воронка наполнена красным мясом, черепами, рыбой, непонятными, но отталкивающими объектами. В небе еле светит луна и ярко сияет солнце, похожее на помидор. Полотно называется «Без надежды».

Боль разлуки. 

Кало как всегда изображала события внутренней жизни, а с 1939 года она снова будто раздвоилась. Одна Фрида согласилась на развод с Риверой, а вторая — мучительно продолжала любить мужа (Венера и Луна в центре Формулы души)

frida_kalo_v_krovatiЧтобы заглушить боль разлуки, Фрида работала как никогда. Она чувствовала себя одинокой, хотя от недостатка внимания мужчин никогда не страдала. Страстно влюбленный в нее знаменитый мексиканский поэт Карлос Пел-Лисер посвятил возлюбленной один из лучших своих сонетов.

formula_dushi_frida_kalo_veseloНе были равнодушны к ней и женщины. Лесбийские любовные связи Фриды с Полетт Годар, Долорес Дель Рио и Тиной Модотти отрицаются большинством ее биографов, которые считают, что эти измышления связаны с тем, что Кало приветствовала свободную любовь. (Уран ретро на орбите Марса)

Тем не менее, свои похождения она тщательно скрывала от Дfrida_kalo_krasotaиего, зная, что такое его ревность.

Но теперь Ривере пришлось усмирить свою ярость: официально они были разведены.

Хайнц Берггрюэн, богатый американский коллекционер живописи, навестил Фриду в больнице. Его околдовала невероятная красота этой измученной, но стойкой женщины. Влечение было обоюдным и закончилось не только сексом на больничной койке, но и стремительным отъездом полных страсти любовников в Нью-Йорк.

Фрида отдалась на волю судьбы, а Диего словно очнулся ото сна. Он понял, что теряет Фриду, писал, звонил,  умолял вновь пожениться. Хайнц обеспокоенно следил за напором бывшего мужа. И не напрасно. Фрида не смогла устоять.

«Диего — монстр и святой в одном лице»

— был ее судьбой. Расстроенный Берггрюэн исчез из жизни Кало, даже не попрощавшись.

Повторный брак.

В декабре 1941 года Фрида и Диего вновь поженились. Впервые Кало выдвинула ряд условий: никаких измен друг другу, ревности; терпимость, материальная независимость.

«Я так счастлив был вернуть Фриду, что согласился на все»,

— вспоминал Ривера.

Они снова были вместе «и уже навсегда, без ссор, без всего плохого — только для того, чтобы сильно любить друг друга». Жизнь женщины обрела устойчивость, мучительная любовная зависимость от Диего переросла в спокойное чувство.

Здоровье и мысли о смерти.

Фрида пfrida_kalo_zdoroveродолжала рисовать, а с 1942 года совместно с мужем начала преподавать в школе искусств «Эсмеральда». Но на пути долгого и, возможно, безмятежного счастья стало здоровье Кало. Оно все чаще и чаще подводило ее. Корсеты — гипсовые, кожаные, стальные (некоторые весили до 20 кг) — только поддерживали ее многострадальное тело, но боли не снимали.

formula_dushi_frida_kalo_serp_i_molotВ 1945 году Фриде сделали операцию на позвоночнике в Нью-Йорке, через год — в Мехико; ее преследовала постоянная и запредельная боль, которую снимали только сильные дозы морфия, да и тот она плохо переносила.

dushi_frida_kalo_slezaКартины этого периода полны муки, красоты и символики. На «Сломанной колонне» обнаженная Фрида плачет, ее тело, стянутое металлическим корсетом, вдоль позвоночника рассечено, открывая вместо позвоночника сломанную античную колонну.

frida_kalo_tvorchestvoКало все чаще беспокоили мысли о смерти (связка Плутон Меркурий). Ей приснился умерший отец и предсказал год ее смерти. Физические силы были на исходе и душевные тоже иногда не выдерживали.

С 1950 по 1951 год Фрида перенесла семь операций на позвоночнике (всего их за жизнь было 32), совершила несколько попыток самоубийства, а однажды, доведенная до отчаяния, чуть ли не сожгла себя заживо.

По первому зову сиделки Диего срывался с работы и несся в «голубой дом», в крохотную спаленку с нарисованными на потолке большими яркими бабочками, мчался, чтобы успокоить, приласкать, влить силы в такую дорогую ему женщину.

«Мой крылатый Диего, моя тысячелетняя любовь»,

— шептала Фрида, забываясь в беспокойном сне.

Судьба, испитая до дна.

В 1953 году произошла очередная трагедия: из-за начавшейся гангрены, Кало ампутировали правую ногу и, словно в утешение художнице, 13 апреля в Мехико открылась ее первая ретроспективная выставка.

Публика нервничала, все волновались, сможет ли Фрида найти в себе силы посетить экспозицию. Сирена «скорой помощи» и рев мотоциклетного эскорта возвестили о прибытии Кало. Ее внесли в зал галереи на носилках и уложили на кровать. Вокруг были ее картины. Десятки Фрид, с серьезными, скорбными лицами, без улыбок смотрели на свою создательницу.

Она, красиво одетая, с уложенными волосами, лежала на спине и пыталась смеяться, радоваться окружившим ее людям. Лицо ее сводили судороги боли, но Фрида была счастлива: рядом находился Диего и картины — вся ее жизнь. Больше ей не надо было ничего. Кало до дна испила радость, любовь, счастье и боль, отмеренные ей судьбой.

«Да здравствует жизнь!»

frida_kalo_viva_la_vidaЭту картину она написала за восемь дней до смерти.
Viva la vida – «Да здравствует жизнь».
Солнечный арбуз рисовала уже лежа, с ампутированной ногой, приписав напоследок:
«Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться. Фрида»

13 июля 1954 года ее не стало.

formula_dushi_frida_kalo_smert

Диего ненадолго пережил свою «голубку», правда, успев создать еще одну семью, женившись на владелице художественного салона Эмме Уртало. Вряд ли это была любовь или хотя бы страсть, скорее попытка заглушить боль и не быть одиноким.

frida_kalo_lubov

Дневник.

formula_dushi_frida_kalo_dnevnikПоследние десять лет жизни Фрида вела дневник, сплошь покрывая страницы именем мужа и рисунками.

 

 

И все-таки самые лучшие слова в дневнике Фриды, которые должны стать лозунгом для каждого, эти:

«Дерево надежды, стой прямо!»

Формула Души Фриды Кало.

formula_dushi_frida-kaloОна родилась 6 июля 1907 года. В Формуле Души Фриды Кало один центр. В нем 4 планеты: Солнце, Луна, Венера, Меркурий.

Венера — самая женственная, красивая, творческая и вдохновляющая планета. Фрида Кало владела магией красоты, она ее видела, понимала и создавала. Венера — очень жизнелюбивая планета. Поэтому на людях, превозмогая страшную боль,  Фрида всегда была радостной, бодрой, заразительно хохотала, громко материлась, пила, курила и вела себя так, будто она самый счастливый человек на свете.

Любовь (Венера) её возникала и вновь растворялась в картинах, кричала, плакала и никак не могла вырваться наружу — нам вечно не хватает слов, чтобы рассказать о своей любви всё. Счастлив тот, кому достаточно произнести «Я люблю тебя», чтобы остаться удовлетворённым.

Ее истинные внутренние переживания находили выход в картинах и дневнике.  Но это уже тема Луны. О ней чуть позже.

Солнце — тоже творческая планета, это источник тепла и света. У нее было много друзей, она выходила в свет и любила  блистать.

К Солнцу и к Венере  не подходит ни одна планета с других орбит. Именно по этой причине только после  смерти Фриде Кало достались все награды и почести.

formula_dushi_frida _kalo_tvorenieВ 2002 году на экраны вышел фильм «Фрида», где роль художницы исполнила Сальма Хайек. Фильм номинировался на «Оскар», а еще — породил новую волну обожания художницы. Сейчас ее работами вдохновляются топовые модельеры, ее картины продаются за рекордные деньги («Корни» оценили в 7 миллионов долларов), ее имя — в марках одежды, текилы и даже пива, а ее портрет появился на одной из мексиканских денежных купюр.

Связка Венера — Меркурий, творчество Фриды Кало — это картины и  дневник, где художница, совершенно не стесняясь, практически выворачивает душу наизнанку.

К Меркурию подходит Плутон и Селена.

Эта связка Плутона с Меркурием  полная трагизма жизнь — в дневнике и в ее картинах: непрекращающаяся боль в позвоночнике, предательство мужа Диего Риверы, невозможность стать матерью (из-за слабого здоровья все ее беременности заканчивались выкидышами или абортами), потеря ноги и ощущение близости смерти.

Селена с Меркурием говорит о чистом сознании и таланте писать и рисовать .

В дневнике она делала записи о смерти и жизни, ради которой она жила и творила.

В картинах рисовала собственную жизнь, которую она отчаянно пыталась понять…

 10 цитат Фриды Кало о любви, творчестве и жизни.

1. Я пишу автопортреты, потому что я так часто бываю в одиночестве, потому что я человек, которого я знаю лучше всего.

2. Революция это гармония формы и цвета, все движется и остаётся на месте, повинуясь одному закону: имя ему жизнь.

3. Я осталась жива и вдобавок мне есть ради чего жить. Ради живописи.

4. Наиболее смешная вещь в мире — это трагедия.

5. В искусстве я не любитель и не знаток. Я просто девушка, которой нужно работать, чтобы жить.

6. Я никогда не рисую сны или кошмары. Я рисую свою собственную реальность.

7. Комплименты мне не нужны, мне нужны советы знающего человека.

8. В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего.

9. Нет ничего дороже смеха, с его помощью можно оторваться от себя, стать невесомой.

10. Я пыталась утопить свои печали, но эти ублюдки научились плавать.

Луна в Формуле Души.

И последняя, но самая важная планета в центре Формулы Души Фриды Кало — это Луна. Именно она собирает энергии всех остальных планет с других орбит. К Луне подходит Лилит .

Это то, за что она должна была понести расплату. Это авария в ее школьные годы, где она оказалась нанизанной  на обломок поручня, навсегда лишившись  возможности иметь детей. Фрида  шутила, что так она  потеряла невинность. Возможно, когда-то она делала аборты, теперь расплачивалась. Бог как бы играл с ней, она беременела, но не вынашивала детей. Ее самым главным ребенком стал ее муж Диего.

Восходящий узел кармы так же, как и Лилит, указывает на Луну. Будь матерью, создай  семью, нарожай и воспитывай много детей, сиди и работай дома — таковы кармические  задачи этой планеты для Фриды в этом рождении. Но не сложилось из-за Лилит. Однако Фрида, своим творчеством, совершенно не стесняясь, выворачивала  Луну — Душу наизнанку.  Все это происходило дома, практически не вставая с кровати.

formula_dushi_frida_kalo_kartinaНапример, Кало мечтала о ребенке, но слабое здоровье не позволяло  ей выносить и родить. Фрида пишет себя на больничной койке, а снаружи — летящие, но связанные с ней пуповиной — находятся нерожденный эмбрион, сломанные тазовые кости, увядший цветок и другие предметы, символизирующие для нее невозможность материнства.

frida_kalo_portretМатерью она себя реализовала через мужа. Ведь ни одна женщина (Венера) не станет прощать многочисленные измены мужа. А Фрида, по Луне, не только терпела, прощала, закрывала глаза, но и однажды разведясь, снова вышла за него замуж.

Как женщина (Венера в центре Формулы души), она понимала все его измены и ей было очень больно от этого. Как мать (Луна в центре Формулы души), она ему все прощала . Фрида и здесь раздваивалась, как на своих картинах.

Только  женщина с сильной  Луной  может написать такое:

«Я хочу лишь одного: чтобы его никто не ранил… Если бы я обладала здоровьем, я его целиком отдала бы Диего»

Диегоfrida_kalo_muzsh Ривера, ее муж, показан в карте  Марсом, стоящим на орбите Марса. Там же находится и Уран. Обе планеты ретроградные.

Муж — не такой как все (Уран ретро), да к тому же, еще и кармический. Терпи и смиряйся — вот что ей досталось по жизни.

Имя Diego встречается в ее дневнике чаще других слов. Она мучается от того, что не может найти слов, чтобы высказать ему все о своих чувствах, оттого, что они — невыразимы.

«Диего — начало, Диего — мой ребенок, Диего — мой друг, Диего — художник, Диего — мой отец, Диего — мой возлюбленный, Диего — мой супруг, Диего — моя мать, Диего — я сама, Диего — это все».

frida_kalo_semyaУран ретро  на орбите Марса —  бесчисленные любовники и любовницы у обоих, экстравагантные наряды (Фрида носила мужские костюмы) и поведение, резкие суждения, политические взгляды, — всё это вылепило тот неповторимый образ Фриды.

 

Сближала их не только живопись, но и коммунистические идеалы. Бурная совместная жизнь двух неординарных личностей стала легендой. Позже она говорила, что в ее жизни frida_kalo_idealбыло две аварии: одна – автомобильная, другая – это Диего (Марс ретро на орбите Марса).

Любовь.

А потом она все же смогла найти слова, в которых выразила свою любовь к Диего Ривере:

«… В слюне
в бумаге
в затмении
Во всех строчках
Во всех красках
во всех кувшинах
В моей груди
снаружи, внутри…
ДИЕГО в моих устах в моем сердце, в моем безумии, в моем сне, в промокательной бумаге, в кончике пера, в карандашах, в пейзажах, в еде, в металле, в воображении, в болезнях, в витринах, в его уловках, в его глазах, в его устах, в его лжи».

Она записала их на клочке бумаги. Диего получил его за несколько дней до собственной смерти.

 PS.

Согласно законам Вселенной, ничего не дается нам по судьбе  просто так. Жизнь — сложная и удивительная — является нашим самым главным учителем, величайшим даром. Если мы поддерживаем Жизнь, знаем и не нарушаем Божественные  законы, она в ответ дарует нам свои благословения.

Сима Хорс

Комментарии

  • Елена Галкина

    благодарю Сима , очень интересная статья и спасибо за ваше видение и толкование !

  • Галина Сказченко

    Огромное спасибо за статью! Недопонимала свою подругу, которая восхищалась Фридой и ее картинами, я при виде ее картин хочу зажмуриться, мурашки по коже. Ваша статья дала понимание ее творчества и я смогла по другому взглянуть на эту талантливую женщину.