Марс в центре Формулы Души — Агриппина Ваганова: от «мученицы балета» до профессора хореографии

Я продолжаю писать серию статей про Марс в Формуле Души женщин и его влиянии на их жизнь. Также, эта статья будет хорошей подсказкой для родителей, не знающих куда отдать ребенка для реализации его пути и божественного предназначения. Профориентация — вот главный и важный выбор, в котором может помочь Формула души.

 Сегодня мы познакомимся с биографией знаменитой русской балерины и выдающегося педагога Агриппины Вагановой, чьё имя носит Академия русского балета. 26 июня исполнилось 137 лет со дня ее рождения.

ваганова

Её путь к успеху был таким долгим и тернистым, что подруга, жена Блока Любовь Менделеева, называла её «мученицей балета». Обстоятельства не позволили Вагановой осуществить на сцене все мечты, но она реализовала их в своих ученицах – лучших балеринах страны.

Агриппина Ваганова стала первым в СССР профессором хореографии, хотя в своё время ей предлагали лишь место в кордебалете.

Ваганова. Молодые годы.

Отец Агриппины был капельдинером в Мариинском театре, в 10-летнем возрасте девочку отдали в Петербургское театральное училище, в балетный класс. Данные Вагановой не были блестящими: небольшой рост, мускулистые ноги, крупная голова, широкие плечи – но на выпускном экзамене, благодаря годам упорного труда, она была одной из лучших.

Агриппина Ваганова на сцене

По окончании училища, Ваганову зачислили в труппу Мариинского театра в качестве артистки кордебалета. Долгое время ей доставались лишь небольшие малозначительные роли.

Примами в ту пору были Т. Карсавина, А. Павлова, М. Кшесинская – именно их балетмейстер Мариус Петипа считал эталоном изящества, женственности и грациозности, а у Вагановой была слишком жёсткая пластика рук, а её классический танец казался ему бесперспективным.

Агриппина

Жена поэта Александра Блока Любовь Дмитриевна дружила с Агриппиной Вагановой всю жизнь и была свидетельницей тех невероятных усилий, которые танцовщица прилагала в работе. За это подруга называла её «мученицей балета».

Сама Ваганова с горечью признавалась:

«Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины».

Ваганова и ученица

Сольная партия впервые досталась Вагановой благодаря случайному стечению обстоятельств: Тамара Карсавина повредила ногу и Агриппине пришлось её заменить в балете «Шопениана».

Лишь спустя 2 года ей вновь посчастливилось оказаться на первых ролях: на этот раз она исполнила партию Одиллии в «Лебедином озере», о которой давно мечтала.

Помимо этого, ей достались главные роли в балетах «Ручей», «Жизель» и «Конек-Горбунок». Успех пришёл к ней слишком поздно, в 1915 г. её отправили на пенсию – на тот момент ей было 36 лет.

Агриппина Ваганова с ученицами

Это был очень сложный период в её жизни: со сценической карьерой пришлось распрощаться, в личной жизни произошла трагедия.

Мужчина, с которым она уже несколько лет жила в гражданском браке, в канун рождества 1917 г. покончил с собой. Ваганова осталась с тремя детьми (один свой сын и двое детей умершей сестры) практически без средств к существованию. Ей приходилось выступать с концертами за картошку и хлеб.

Ваганова постановка танца

Ваганова с детьми

В 1920 г. её взяли в штат балетного училища Мариинского театра на преподавательскую деятельность. Условия были крайне стесненные, ученицам приходилось заниматься в платьях и кофтах. Но Агриппина Ваганова была счастлива: она нашла своё призвание в воспитании талантливых танцовщиц. Она вырастила 29 выпусков, среди её учениц были самые лучшие балерины: М. Семёнова, Г. Уланова, Н. Дудинская, А. Шелест, О. Моисеева, И. Колпакова и другие.

Ваганова два портрета

Агриппина Ваганова.

Главным требованием Вагановой-педагога была осмысленность движений. В 1934 г. она выпустила книгу «Основы классического танца», которая до сих пор не теряет своей актуальности. Агриппина Ваганова сделала для русского балета гораздо больше, чем просто воспитание талантливых танцовщиц: ей удалось сохранить традиции классического балета в ту пору, когда этот вид искусства большевики считали «чуждым пролетариату».

Ваганова с наградой

В 1943 г. Агриппине Вагановой присвоили звание профессора хореографии – первой в стране. Она преподавала до самой смерти. Её не стало в 1951 г. В память о её заслугах хореографическое училище получило её имя. Сейчас — это Академия русского балета им. Вагановой, которая находится в Санкт-Петербурге.

Агриппины Яковлевны Вагановой не стало 5 ноября 1951 года. Во время прощания с ней звучало адажио из «Лебединого озера» и в торжественном карауле стояли взращенные ею «Лебеди» — Кириллова, Семенова, Зубковская, Дудинская, такие непохожие, но объединенные несравненной школой Вагановой. И не случайно на надгробии изображена девушка в танцевальном платье, держащая в руках раскрытую книгу. Ваганова работала и училась всю жизнь, она научила этому и многих других, ставших гордостью отечественного балета.

надгробная плита

Агриппина Ваганова балерина

Формула Души Агриппины Вагановой

Формула Души без единой ретроградной планеты. В ее Формуле Души два центра.

В одном — МАгриппинаарс, через который она и проявилась как талантливая и успешная балерина. Ведь Марс – это мужское начало, наполненное стихией огня. Он естественен в центре формулы любого мужчины, ибо главная задача мужчин – быть защитниками, пахать строить, обеспечивать семью… В нем заложена сила, рывок бросок, меткость, быстрота и стремительность, работа колющими и режущими инструментами, владение огнестрельным и холодным оружием, интерес к технике, машинам и металлам – вот почти полный спектр этой планеты для повседневной жизни.

А в жизни женщины, выбравшей профессию балерины,  Марс проявляет себя, как постоянные тренировки.  Чем по сути Агриппина и занималась, чтобы поддерживать  балетную форму. По этой же причине у нее и не сложилась семейная жизнь. С мужчиной она жила лишь в гражданском браке, да и тот оказался слабаком- покончил жизнь самоубийством.

А семья и дети для нее были очень важны. На это указывал  ее второй центр Формулы Души.

В нем находится Луна, и Меркурий.  Луна — у женщины в Формуле души — это всегда семья и дети. У Агриппины были не только свои дети, но еще и приемные. И в профессии она успешно реализовала себя по этому центру, как   педагог — наставник балетной школы. Вначале она преподавала в первом, самом младшем классе. Однако знаний и педагогических способностей Вагановой хватало  не только на самых маленьких девочек, едва начавших постигать азы хореографии.

Венера на свой орбите — это тоже преподавательская деятельность, работа с детьми, а также — талант в  балете.  Агриппина Яковлевна вырабатывала свою методику преподавания, которая складывалась в процессе работы. Она вносила некоторые изменения в хореографические приемы.

Помня собственное обучение, когда она старалась из прискучивших движений составить «нечто вроде вариации», Ваганова вносила элемент творчества в выполнение обыденных упражнений. Она комбинировала их так, чтобы девочки могли исполнять какой-либо осмысленный хореографический отрывок, а не просто ряд упражнений, не связанных между собой.

 Юпитер на своей орбите — очень сильное положение.

Здесь Агриппина стремилась утвердить себя социально. И у нее это получилось. Она проявилась как педагог, как учитель и, даже первой в стране, получила звание профессора хореографии.

Ваганова, буквально с первого взгляда, могла распознать среди учениц будущие таланты.
Агриппина Яковлевна Ваганова стала первым в нашей стране профессором хореографии. Результатом ее неустанного труда, длившегося не одно десятилетие, стало появление плеяды замечательных танцовщиц.

Плодом длительной педагогической работы, огромного опыта, накопленного на практике и обобщенного глубокими размышлениями о путях развития преподавания хореографии, стала книга Вагановой «Основы классического танца», которая вскоре после выхода в свет, была переведена практически на все европейские языки и стала незаменимым пособием для педагогов.
Эта книга была очень высоко оценена и отечественными и зарубежными специалистами в области балета.

Вот так социум ее заметил и оценил по достоинству.

PS. 

Мы знаем немало примеров Формулы Душив которых нет ретроградных планет. Но, как никчемно проживают свою жизнь ее обладатели, в отличии от Агриппины Вагановой. Ее жизнь является примером правильного использования энергии всех планет в Формуле души. Она реализовалась на все 100 % . И об этом подсказывает нам ее Узел кармы, который указывает на планету Сатурн.

Сатурн — это всегда достижение цели, карьера, трудный , но медленный путь вверх, успех и реализация в жизни. Сам же Сатурн указывает на Марс.

Через балет —  желание танцевать, стремление к упорной работе —  она и реализовалась. У нее был «театральный» характер — стойкий, упорный, работящий. Ваганова не была мягкой. Но несмотря на ее внешнюю жесткость, суховатость и насмешливость, Вагановой посвящены самые теплые страницы воспоминаний ее прославившихся подопечных.

Сима Хорс, ваш душевный тренер

Комментарии